13.08.2012

Клиенто-комиссионный обмен

Банки и МФО начали торговать заемщиками

Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ

Микрофинансовые организации (МФО) и банки нашли способ не только конкурировать, но и сотрудничать. Новую схему взаимодействия — не прошедшими отбор потенциальными заемщиками банки за комиссию делятся c МФО — первыми внедряют Маст-банк и "Городская сберкасса".

Микрофинансовая организация "Городская сберкасса" и Маст-банк договорились о перекрестном обслуживании клиентов, рассказал "Ъ" гендиректор МФО Андрей Демченко. "В совместных офисах будут располагаться сотрудники и банка, и МФО. Банк будет передавать нам заявки клиентов-"отказников" из сегмента малого и среднего бизнеса, на обслуживании которого мы специализируемся, а наши клиенты смогут получить в банке-партнере услуги, не предоставляемые нами: совершить валютообменные операции, оформить денежный перевод, открыть расчетный счет и пр.",— пояснил господин Демченко. "Банк в рамках такого взаимодействия рассчитывает получить комиссионный доход не только за услуги, оказанные клиентам МФО, но главное — комиссии за переданных в партнерскую МФО банковских клиентов-"отказников", которые в итоге смогли получить там заем",— отметил предправления Маст-банка Юрий Пирогов. Размер этих комиссий стороны не раскрывают. 

До сих пор такую схему взаимодействия банки и МФО не использовали. Хотя в теории клиенты, не подошедшие банкам, в итоге и составляют значительную часть клиентуры МФО, о прямой передаче клиентов от конкретных банков к конкретным МФО за комиссию на рынке речи не шло. С одной стороны, в успех такой передачи не слишком верили до сих пор сами МФО. "По нашим оценкам, из каждой сотни клиентов, получивших микрозаймы, которым ранее отказали банки, на просрочку выходят как минимум 15% при нормальном уровне просрочки в 5%",— говорит гендиректор компании "Микрофинанс" Андрей Марулев. С другой стороны, банки не спешили делиться клиентской базой с МФО, указывает гендиректор компании "Финотдел" Екатерина Сидорова. 

Схема, внедряемая Маст-банком и "Городской сберкассой", может сработать, ведь зачастую банки отказывают клиентам по формальным основаниям, а не из-за реальной неплатежеспособности потенциального заемщика, считают участники рынка. "Ключевым параметром, который учитывается при решении о выдаче кредита в банке, является стаж организации: компания должна проработать как минимум полгода-год,— рассуждает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута.— МФО же одобрит заем и на уровне стартапа, существующего пару месяцев". Другой параметр, продолжает он,— кредитная история: "В банке мелкой компании, у которой в кредитной истории есть старая просрочка, кредит, скорее всего, не дадут, тогда как МФО больше внимания обращают не на факт наличия просрочки, а на то, сумел ли клиент выйти из сложного финансового положения и расплатиться по долгам". По нашим подсчетам, в целом на рынке финансирования одобряется как минимум 30% заявок заемщиков, которые ранее получили отказы в банках, оценивает господин Мамута. "С учетом того что отказные заявки у банков в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса в среднем составляют от 50% до 70% от общего потока клиентов этого сегмента, то "отказники" могут быть источником получения внушительного комиссионного дохода для банков",— отмечает руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм-банка Егор Шкерин. 

Ольга Шестопал

 

http://www.kommersant.ru/doc/2000798


Возврат к списку

Отзывы клиентов:

  • Выражаю сердечную благодарность руководству и сотрудникам за:
    1. Работу на рабочем месте.
    2. За личную заботу о клиентах.
    И выражаю личную благодарность за сердечность и вежливость.

    С искренним уважением, Кунилов

    Показать полностью
  • Огромная благодарность специалисту по обслуживанию клиентов: Савенко Юлии Евгеньевне — за внимательное отношение к клиенту. Очень приятно тёплое и гостеприимное отношение. Спасибо ещё раз за внимание к клиенту.
    Показать полностью
  • Выражаю благодарность ведущему менеджеру Прусенко Алексею Сергеевичу за его внимательное и высокопрофессиональное обращение с клиентом.
    Показать полностью
Все отзывы
Достижения:
Не все поля заполнены
Спасибо! Менеджеры свяжутся с вами
в ближайшее время