13.12.2012

Истории малых кредитов

В условиях нарастающей конкуренции со стороны банков микрофинансовые организации взялись за сокращение рисков.
В 2012 – 20 13 годах микрофинансовые организации (МФО) могут удвоить объемы выдачи займов населению до 400 тыс. в год. Сегодня средний размер микрозайма — 120 тыс. рублей, таким образом, объемы рынка через 2 года можно оценить в 48 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Национального бюро кредитных историй (НБКИ). «Сейчас лишь 52 % заемщиков одновременно с обращением за кредитом в МФО запрашивают кредит в банке», — говорится в материалах исследования. Но конкуренция между банками и микрофинансистами становится все более явной, что заставляет МФО обращать внимание на кредитные истории заемщиков.

Плохие долги
Банковские заемщики дисцип­лини­рованнее клиентов МФО. Займов с просрочкой более 30 дней у банков­ по потребкредитам 4,8 %, тогда как у МФО эта цифра достига­ет 19 %. Доля просроченных займов суммой до 30 тыс. рублей у банков составляет лишь 4,36 %, а у МФО — 20,08 %.
Представители МФО осознают эту проблему и стараются обезопасить свой бизнес. На начало сентября 2012 года из 1350 организаций–кредиторов, состоящих в базе НБКИ, 36 % относятся к сектору МФО. «МФО в отличие от банков участвуют в деятельности кредитных бюро на добровольной основе, — говорит президент НАУМИР Михаил Мамута. — Однако многие компании видят экономическую целесообразность использования кредитных отчетов». С ним соглашается гендиректор НБК­И Александр Викулин. По его мнению, использование инструментов НБКИ помогает МФО эффективно управлять рисками.

«Сотрудничество МФО с НБКИ значительно сокращает риски выдаваемых займов», — говорит Андрей Дем­ченко, гендиректор микрофинансовой компании «Город­ская Сберкасса». «Довольно часто мы выявляем неплательщиков именно благодаря базе НБКИ. Поскольку наши риски сокращаются, это позволяет нам сократить и стоимость выдаваемых займов», — говорит он. Сейчас ставка по залоговым займам начинается от 30 % годовых.

В одной нише
В 2012 году банки обратили внимание на sub–prime–сегмент и стали выдавать кредитные карты заемщикам с небезупречной кредитной историей. Это означает, что скоро занимаемая МФО ниша потребкредитов войдет в зону интересов банков.
Даниил Рязанов, заместитель председателя правления по развитию бизнеса Балтинвестбанка, считает, что рынок МФО давно уже заинтересовал банки. «Банкам требуется время на внедрение IT–систем и совершенствование процессов из–за больших размеров бизнеса, тогда как МФО намного мобильнее», — считает банкир. По его мнению, конкуренция между банками и МФО будет становиться жестче.
Впрочем, порой конкуренция может перерасти в партнерство. Так, ОАО «Городская Сберкасса» и МАСТ–Банк запустили партнерскую программу, в рамках которой будут предоставлять услуги населению в со­вместных универсальных офисах. «Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда нашим клиентам были нужны допуслуги, но мы как МФО не могли их предоставить. Например, проведение валютно–обменных операций. В партнерстве с банком мы добились синергии», — говорит Андрей Демченко.